Музей-панорама «Бородинская битва»

Гранты в области культуры

Александр Тышлер.
Скитания кариатид

В 2023 году в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации от 17.08.2023 №264-рп «О присуждении грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства» музей в сотрудничестве с ФГБНИУ «Государственный научно-исследовательский институт реставрации» получил возможность осуществить выставочный проект «Александр Тышлер. Скитания Кариатид».

В коллекции музея находятся четыре картины художника Александра Григорьевича Тышлера из серии «Кариатиды». Эти картины никогда не участвовали в выставках, не демонстрировались посетителям и не публиковались в каталогах.

В 2018 году специалисты ГосНИИР впервые провели технологическое исследование картин, подтвердили их подлинность и дали заключение о необходимости проведения реставрационных работ. Общее состояние сохранности трех работ было признано удовлетворительным, а одна из картин находилась в аварийном состоянии. Благодаря гранту в 2023 году картины наконец были отреставрированы.

Смотрите видео о ходе реставрации по ссылке

Фото исследований. 2024

Вдохновившись историей обретения музеем картин, драматург Анна Гейжан написала пьесу «Тышлер. Миры». Художник Александр Тышлер создавал сюрреалистичные фантазийные миры. Был ли это побег от реальности? Или же эти миры были для него реальнее всего остального? Что считать реальностью художника, а что выдумкой? Комедия абсурда появляется там, где нота трагедии слишком высока и невыносима.

Премьерный показ спектакля состоялся в день открытия выставки 4 ноября 2023 года.
Над постановкой работали режиссер Анна Молканова, актеры Адриана Денкова и Павел Кравец.

Фото спектакля «Тышлер. Миры». 2024

Ольга Михайлова, драматург и сценарист, о спектакле «Тышлер. Миры»: 

Музей – это живое и про живых!
«Нужны новые формы»! Так говорят давно и везде. Волшебный музей «Бородинская панорама», воспоминания о котором среди самых чудесных событий детства хранятся в памяти любого выросшего московского школьника, эту новую форму нашел. Сначала кажется странным сочетание ВЫСТАВКА-СПЕКТАКЛЬ. Но побывав на выставке четырех полотен Александра Тышлера, понимаешь, что только так и должно быть. Обычно возле картин висит текст-пояснение о сюжете, художнике и времени создания. Но это простые как камни факты, в них нет жизни. А ведь больше всего нас волнует, как это все пришло художнику в голову? Откуда берется такая красота в такое ужасное время? Ведь если оглянуться на историю живописи, время всегда было ужасное. Автор пьесы «Тышлер. Миры» Анна Гейжан чудесным, созвучным живописи Тышлера образом, дала ответ на этот вопрос. Арлекин и Коломбина, сразу отсылающие нас к театральным работам художника, живут в придуманном мире, сопротивляясь ужасной правде войны, расстрелов и казней. Для них это игра, которой полагается иметь счастливый финал: все в конце оживают и бегут домой ужинать. Но душа художника обязана пробиваться к правде, даже самой страшной, такой, какую не в силах вынести ни одна женщина. «Мы должны что-то сделать с нашим миром!» – восклицает Арлекин.  Но что может сделать художник? Анна Гейжан открывает нам эту тайну художественного творчества: на полотнах должен возникать другой мир, гармоничный и прекрасный. Тогда люди, увидев его, убедятся, что такая жизнь возможна, и устремятся туда. Чем больше людей увидят прекрасные полотна, тем лучше станет жизнь вокруг. Сама форма панорамы оживляет прошлое, все происходит здесь и сейчас, еще тлеют угли сгоревшей в 1812 году избы, а уцелевшие люди где-то здесь, среди нас. Но и «обычные» картины в этих стенах оживают, потому что настоящий музей – это всегда живое и про живых.

Выставка открыта до 28 декабря 2023 года.

Смотрите выставку в виртуальном формате по ссылке

 

Музейно-театральная лаборатория
«Герои XIX века»

В 2020 году в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации от 30.04.2020 г. № 116-рп «О присуждении грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства» музей в сотрудничестве с Цехом драматургов получил возможность осуществить проект музейно-театральной лаборатории «Герои XIX века». В рамках лаборатории молодыми драматургами были написаны три пьесы по мотивам событий 1812 года.  Партнерами проекта выступили Музей МХАТ, Российский Национальный Музей Музыки, Музей Победы и ГИТИС.

Над постановкой пьес работали режиссеры: Ольга Прихудайлова – «Осада Фигнера», Игорь Макаров – «Между нами двумя» и Грета Шушчевичуте – «И был Мир...».

В октябре 2020 года в музее прошли первые закрытые читки пьес с обсуждениями, участие в которых приняли представители Цеха драматургов и ГИТИС, сотрудники музеев, режиссеры, актеры, литераторы и продюсеры.

Показы спектаклей состоялись в ноябре и декабре 2020 года.

Смотрите видео-записи спектаклей:
Фрагменты спектакля «Осада Фигнера»
Спектакль «Между нами двумя» 
Спектакль «И был Мир...» 

 

Экспертным советом, состоящим из сотрудников музея и профессиональных драматургов, и по результатам обсуждения со зрителями пьеса «Между нами двумя» была выбрана для продолжения показов в стенах музея. В феврале и мае 2021 года состоялись показы пьесы в рамках музейного праздника «День русского солдата» и общегородской акции «Ночь в музее».

 

Между нами двумя

Автор пьесы Анна Гейжан:

«Между нами двумя» – это пьеса на трех актеров, уже на этом моменте начинается игра. Действие в пьесе происходит в августе 1812-го года. Александр I должен назначить главнокомандующего для войны с Наполеоном, все выбрали Кутузова, но сам император против. Он вызывает Кутузова на разговор, свидетелей которому не было. Когда мы беремся за исторический материал, мы неизбежно смотрим на него из сегодняшнего дня и измеряем все события сегодняшней линейкой. Именно поэтому третий персонаж моей пьесы – наш современник. Таким образом, я выношу точку сравнения нас и тех, что были прежде, изнутри зрителя наружу, под софиты, на сцену. Ведь театр – это не учебник истории, театр – это место, куда мы ходим, чтобы понять что-то о себе нынешних, о сегодняшнем дне, а чем там дело кончилось у них тогда, мы знаем все еще со школьной скамьи. Но все это не отменяет законов драматургии и театра, и я рада, что удалось сделать историю увлекательной, не исказить исторические факты, а главное – сделать персонажей из учебника живыми, то есть наполненными переживаниями и эмоциями. Кто же он, этот таинственный третий, свидетель исторического события? Он - Кофейник!».

 

Осада Фигнера

Автор пьесы Сергей Решетнев:

«Герой моей пьесы Александр Фигнер показался мне очень необычным человеком. Офицер, храбрец, полиглот, обладатель актерского таланта, позволившего ему перевоплощаться практически в любую личность (звания, рода занятий, возраста и национальности). Артиллерист, ставший партизаном, мечтавший лично убить Наполеона, внук выходца из Германии, горячо любивший Россию, хитрый разведчик, без трепета пошел один в осажденную крепость, чтобы ускорить ее сдачу, он верил в благородство, и в то же время самолично расстреливал пленных.

Он умел обмануть любого французского генерала, но не смог притвориться и добиться милости своего Государя. Герой, у которого в душе какой-то невероятный внутренний ландшафт, сплошные вершины и пропасти. Он шел на войну с Библией в руках, но был жесток к врагам.

Моя пьеса, мне кажется, о том, что война любого гения превращает в злодея, потому что, вступая в войну на любой стороне, даже с трижды благородной целью и возвышенной натурой, надо быть готовым потерять свою душу.

В то же время надеюсь, что ирония, пронизывающая всё действие, не делает рассказ об этом герое войн с Наполеоном слишком назидательным, а привлекает меня, и, надеюсь, увлечет и зрителя, самой историей о приключениях разведчика-авантюриста».

 

И был Мир...

 Автор пьесы Алексей Синяев:

«Пьеса «И был Мир» написана по историческим материалам Тильзитских соглашений между Наполеоном, Александром I и Фридрихом-Вильгельмом Прусским, и рассказывает об относительности величия, об отношении к войне, о лжи под маской высоких манер. Она написана для людей, которые хотят познакомиться с историческими событиями через театральный текст, чтобы в дальнейшем из исторических источников узнать, как было на самом деле».

Фото спектаклей. 2020